Лаборатория кровельных технологий
научно-информационный сайт о кровле
Металлическая фальцевая кровля
Одна из самых сложных видов скатных кровель, требующая высокой квалификации и практического опыта, специального инструмента и оборудования. При правильном выполнении кровли получаются очень надежными и долговечными. При СССР существовала своя школа одинарного фальца, сейчас на замену пришла из Европы школа двойного фальца. Описать в короткой публикации технически сложную науку невозможно. Дляизучения данного вопроса выпускается техническая литература в томах, где подробно освещаются все известные вопросы в этом виде кровель, существуют специальные обучающие курсы.
Примерная стоимость инструмента на одного кровельщика составляет от 200 000 руб. Комплект оборудования на бригаду оценивается от 1 млн. рублей, плюс наличие цеха жестянки и разъездной машины типа "Газели". Поэтому случайные люди профессионально фальцевыми кровлями не занимаются.
На фото 4-х томник по фальцевой металлической кровле, который кровельщиками считается обязательным инструментом на кровле. Хотя это не единственная литература, есть литература и для других специальных задач.
Ниже приведен фрагмент старой советской школы одинарного фальца.
Скаты крыш (сначала противоположные фасадным, затем фасадные) покрывают после укладки карнизных свесов и настенных желобов.
В зависимости от формы крыши рядовое покрытие (рис. 1а) укладывают в разной последовательности: на фронтонных крышах первую полосу располагают вдоль фронтона или брендмауэра; при вальмовых, полувальмовых и многощипцовых - от начала коньков.
Как правило, картины в рядах раскладывают в направлении от желоба к коньку. Кромки в стоячих фальцах в пределах одного ската кровли загибают в одну сторону. К первой картине первой рядовой полосы укладывают вторую, которую закрепляют отгибом предыдущей, и т.д. Картины соединяют между собой лежачими фальцами, при уплотнении которых в качестве подкладки используют стальную полосу размером 5 х 60 мм. В готовой полосе в местах стыкования картин выпрямляют кромки для стоячих фальцев. Все рядовые полосы покрываемого ската перепускают через конек с таким расчетом, чтобы после обрезки можно было отогнуть коньковую кромку на одном скате высотой 30 мм, а на другом - 50 мм. Стоячие фальцы рядового покрытия, выходящие на конек крыши и к ребрам, сваливают в сторону малого отгиба на длину 80 - 100 мм. Для реберного соединения делают припуски, как и для конькового стоячего фальца (рис. 1в).
Укрепив полосу гвоздем за малый отгиб, у конька, с помощью шнура выверяют ее положение. Затем укрепляют рядовую полосу вдоль малого отгиба, плотно подтягивая ее к обрешетке кляммерами. Кляммеры ставят из расчета не менее двух на каждую сторону листа (примерно через 600 мм), прибивают гвоздями (3,5 х 45 мм) к боковым граням брусков обрешетки и загибают их на кромку малого отгиба. Если кляммера совпадает с лежачим фальцем в рядовой полосе, ее перемещают на другую сторону бруска.
Смежные рядовые полосы на скате располагают так, чтобы взаимное смещение лежачих фальцев в картинах в пределах одного ската кровли и взаимное смещение стоячих фальцев на противоположном скате кровли были не менее 50 мм (рис. 1а). Достигается это подрезкой на 50 мм каждой четной полосы у конька и обрезкой первой рядовой полосы смежного ската в продольном направлении. При обрезке четных полос следят за тем, чтобы лежачие фальцы в полосе не попадали в отгибаемые кромки конькового стоячего фальца.
Вторую рядовую полосу собирают, как первую, затем ее пододвигают стороной с большим отгибом к малому отгибу первой полосы. Малый отгиб второй полосы крепят к обрешетке кляммерами, после чего приступают к соединению полос стоячим фальцем. Иногда рядовые полосы соединяют только у кляммера, а к окончательному их соединению возвращаются после того, как полосами будет покрыт весь скат.
Рядовые полосы соединяют одинарным стоячим фальцем с помощью гребнегиба и киянки. Для этого кровельщик становится так, чтобы видеть весь сгибаемый фальц, и движется в направлении от карниза к коньку. Гибочный скребок гребнегиба подводят вплотную к большому отгибу; в это время малый отгиб должен быть на одном уровне со скребком. Затем кровельщик сваливает киянкой кромку большого отгиба на плоскость скребка при одновременной и плавной перестановке гребнегиба вдоль фальца и, продвигаясь вперед, ударами киянки наклоняет кромку большого отворота из горизонтального положения книзу. После этого переставляет гребнегиб на смежную рядовую полосу так, чтобы брусок упирался в тыльную грань фальца и нанося киянкой равномерные удары по уплотняемой кромке, одновременно переставляют гребнегиб. При каждой выполняемой операции гребнегиб передвигают рукой вдоль фальца.
Иногда по описанной технологии одинарный лежачий фальц формируют за один проход.
Фронтальный свес должен выступать за обрешетку на 40-50 мм. Крепят свес концевыми кляммерами, которые устанавливают через 300-400 мм. Вместе с рядовой полосой их затем загибают в виде двойного стоячего фальца (рис. 1г).
Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, крепят так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.
Края кровельного покрытия, примыкающие к каменным стенам, отгибают вверх не менее чем на 150 мм. Края отворотов заводят в борозды, устраиваемые в кладке; там их закрепляют гвоздями через каждые 300 мм.